Что такое e-bay
Компания ebay
Компании ebay, вне всякого сомнения, можно присвоить множество различных титулов. Например, самой богатой
интернет-компании, самого крупного интернет-аукциона и, наконец, самой необычной компании \"новой экономики\". Но особенно
захватывающе смотрится история этой компании. Когда-нибудь историю ebay опишут в книге, и книга эта станет бестселлером.
Мы же пока ограничимся статьей.
Молодого создателя ebay, сына иранца и француженки, звали Пьер Омидьяр. В университете он изучал программирование, а в
1991 году, окончив учебу, вместе с друзьями создал небольшую фирму Ink Development, которая спустя некоторое время была
переименована в eShop (название ничего не напоминает?). В 1996 году, когда Интернет уже начал вовсю развиваться, фирму
eShop купила некая корпорация Microsoft... Сам же Омидьяр еще во времена eShop работал программистом в компании General
Magic и, если можно так выразиться, \"размышлял над Интернетом\". Однако первое время ничего не мог придумать и, по его же
словам, \"с тоской наблюдал над зарождающимся вебом, вполне осознавая его колоссальный потенциал\". Помог, как часто
бывает в таких ситуациях, Его Величество Случай.
Невеста Омидьяра Памела предавалась совершенно детскому увлечению — собирала коробочки из-под конфет Pez. В ее обширной
коллекции не хватало всего нескольких экземпляров, зато имелись излишки, которые она хотела бы обменять или продать. Чтобы
помочь любимой, Омидьяр открыл специальный сайт и разместил на нем собственноручно написанную программу, которая позволяла
продавать и покупать вещи в онлайне. Конечно, интернет-торговля в то время уже не была новостью, но сайт Омидьяра имел
одну существенную особенность: купля-продажа на нем происходила в форме аукциона. Это обстоятельство стало решающим.
Любительский проект моментально приобрел сверхпопулярность среди пользователей Сети.
Первоначально детище Омидьяра называлось Auction Web и было некоммерческим проектом. Однако уже спустя несколько месяцев
провайдер предупредил Пьера, что трафик его сайта превосходит все мыслимые пределы, так что нужно либо платить на порядок
больше, либо искать другой хостинг. Закрывать проект не хотелось, и Омидьяр со своим другом Джеффом Сколлом решил
перевести Auction Web на коммерческие рельсы, то есть брать с пользователей определенную плату за размещение лотов на
аукционе и небольшие комиссионные по итогам сделки. Итак, в мае 1996 года была зарегистрирована компания ebay. Омидьяр и
Сколл начали вести бизнес прямо из квартиры Пьера. Впрочем, стремительные темпы роста (порядка 70% в месяц) вскоре
заставили компаньонов переехать в настоящий офис. Рос Интернет, а у ebay росло число зарегистрированных пользователей и
число проводимых аукционов. В 1998 году была зафиксирована 10-миллионная сделка; компания с большим отрывом опережала
конкурентов. Пьер Омидьяр понял, что вскоре он уже не сможет эффективно управлять своим разросшимся детищем. На смену
программисту требовался профессиональный менеджер. Пришло время Мег Уитмен.
На поиски профессионального управляющего снарядили опытного хэдхантера Дэвида Берна. Тот после непродолжительных поисков
сделал, на первый взгляд, довольно странный выбор. Мег Уитмен была классическим менеджером старой школы, окончившей
Принстонский и Гарвардский университеты и работавшей во многих весьма известных компаниях. Она пользовалась огромным
авторитетом в мире американского бизнеса, занимала на тот момент должность руководителя корпорации и отнюдь не собиралась
менять место работы. Понятно, что предложение бросить все, чтобы перебраться в малопонятный мир интернет-бизнеса, застало
ее врасплох. И она ответила отказом. Но Дэвид Берн был настойчив и, в конце концов, уговорил ее встретиться с Пьером.
Собственно, эта встреча все и решила. Таким образом, в компании ebay произошла своеобразная рокировка. Омидьяр отошел от
текущих дел (но не оставил полностью руководство компанией) и уехал во Францию, а Мег Уитмен, в свою очередь, заняла
кресло главы ebay.
Считается, что именно с приходом Мег Уитмен компания стала такой, какой мы ее знаем сейчас. Амбициозной бизнес-вумен
удалось относительно безболезненно совместить традиционные принципы ведения бизнеса и специфические особенности
интернет-компании. Не стало фатальным даже слабое знание технической стороны дела: она просто обратилась за помощью к
главе Sun Скотту Макнили. Конечно, были и неудачи, и промахи, и финансовые потери — но, тем не менее, компания ebay прочно
обосновалась на верхних строчках рейтинга NASDAQ Composite Index. Залогом успеха во многом стал сам принцип организации
бизнеса, когда основная нагрузка ложится на сотни тысяч и даже миллионы пользователей, а сама компания только
предоставляет необходимые инструменты для торговли. И чем больше разрастается Всемирная сеть, тем больше расширяется и
бизнес ebay. Компания и после 1998 года сохранила объемы роста порядка 70% в месяц не только благодаря менеджерскому гению
Уитмен, но и из-за чисто экстенсивного фактора — роста Интернета в целом.
Можно сказать, что компанию строят сами пользователи. Как призналась однажды Мег Уитмен, 75-85% всех новшеств внедряется
по инициативе самих клиентов. Причем как по прямой, так и по косвенной — недаром же каждое утро на стол Уитмен ложится
отчет с выдержками из самых ярких критических сообщений, оставленных посетителями форумов ebay. Словом, технология работы
отточена великолепно. Не случайно во всем мире уже десятки тысяч людей зарабатывают себе на жизнь исключительно торговлей
на этом интернет-аукционе.
В то время, как другие интернет-компании только-только начинают приходить в себя после кризиса, ebay продолжает уверенный
рост. Долгое время компания пыталась создать собственную систему электронных платежей, а затем, что называется, плюнула на
это дело и летом 2002 года приобрела за $1,5 млрд специализирующуюся на онлайновых платежах компанию PayPal. Платежи между
клиентами сразу стали проходить быстрее, оборот ebay увеличился. Теперь Мег Уитмен планирует к 2005 году добиться объема
продаж в $3 млрд. И мало кто сомневается в том, что у нее и это получится.